Эксклюзив
06 октября 2009
1614

Песни и сны Каспийского моря (часть 2).

Прежде чем приступить к продолжению, хотелось бы немного поговорить (ни в коем случае ни дискутировать) о том, что всё же есть книга М. Павича `Хазарский словарь`. Великий (в моём понимании) писатель Г.Г. Маркес, говоря в каком-то интервью, о своей книге `Сто лет одиночества` сделал откровенное признание, что не ожидал такого ажиотажа. Критики было написано вдоволь, но больше всего критиков сводило с ума - к какому жанру отнести это произведение автора?! Сам же Маркес сказал, что писал `Сто лет одиночества`, вспоминая сказки бабушки, рассказы деда-генерала и немного колумбийской истории. А что же он вспоминал, когда писал `Осень патриарха`? Я имею ввиду, что его фантазия не обязательно ложится на какую-то базу и является само по себе мощью. Потому, читая `Хазарский словарь` мне всё время хочется разделить фантазию автора и какие-то базисные данные. Чистое авторское мнение мне не понравилось, даже если учесть слабый перевод. Ещё раз повторюсь и скажу, что книга, в общем, мне понравилась. Одну причину я привёл в самом начале - интерес к истории хазар, а вторая то, что незаслуженно забыли историю этого маленького, но приметного народа. И вот появляется неплохая интерпретация. Но перейдём к самой книге.

Во всех трёх книгах - красной, зелёной и жёлтой - самым приметным персонажем является принцесса Атех. И во всех книгах на неё сваливают ответственность за то, что она помогла всем трём представителям конфессий! Как же она выглядела в глазах христиан. Только тут я увидел что-то вроде перевода её имени - оно истолковывается, как название четырёх состояний духа у хазар. На ночь ей на каждое веко слепцы писали по букве хазарской азбуки, так она была защищена от врагов во сне. А по утрам служанки прислуживали с закрытыми глазами, дабы уже их не убили буквы! Каждое утро принцесса просыпалась с новым лицом, впрочем, как и все хазары(?!). Кем приходилась принцесса Атех кагану неясно - жена, сестра, мать, падчерица или просто - подруга дней суровых. У христиан также бытовало мнение, что Атех не могла умереть, только почему также непонятно - то ли из-за того, что верховодила в своей секте ловцов снов, то ли её, как Ахилла, окунули в реку между двумя мирами... И всё же она отошла в какой-то другой мир, когда служанки принесли ей два зеркала: одно - медленное, другое - быстрое. И она, моргнув веками с буквами,.. почила в бозе.

В исламском предании Атех не называют принцессой, просто родственница кагана. Здесь она очень красива, но, почему-то, медлительна до невозможности. Уж и не знаю чья это заслуга - Павича или Даубманнуса, но в исламском видении она более привлекательна. Также `очень` умна, а вот медлительность её по книге подчёркнута тем, что при разговоре с кем-то никогда не задерживалась долго на одной теме... Скорее, это говорит о её показной поверхностности, чем о её медлительности. Кроме того, она писала стихи, но их уже нет, кроме одного изречения (её ли?): `Разница между двумя `да` может быть большей, чем между `да` и `нет`. Особое внимание исследователей истории хазар в период обращения этого народа в новую религию привлекли стихи Атех, посвящённые хазарской полемике. Как бы то ни было, она участвовала в этой полемике с огромным жаром и успешно противостояла и еврейскому, и христианскому участнику, чем оказала большую помощь представителю ислама, Фараби Ибн Коре, и вместе со своим властелином, хазарским каганом, перешла в ислам (!). За это еврей и грек договорились передать Атех властителям двух адов - еврейскому Велиалу и христианскому Сатане. Тогда она добровольно отдаётся в руки Иблису, исламскому хозяину ада. Он лишает её пола, осудил забыть свои стихи и свой язык, за исключением одного слова - `ку`, но при этом даровал ей вечную жизнь. Так Атех приобрела возможность без конца произносить это слово, то есть `куковать`! Неясно заключение, что любовь ей была доступна только во сне?! До или после полемики? Так же, в исламском предании Атех во главе секты ловцов снов. Описание того, что могли эти ловцы, почти такое же, как и в христианском предании. Но нет ни единого слова, что она умерла. Возможно, она так и бродит, кукуя, по чужим снам.

В еврейской версии, не мудрствуя лукаво, чётко и ясно говорится, что АТЕХ (VIII век) - имя хазарской принцессы, которая жила в период ИУДАИЗАЦИИ хазар. Но чтобы никто не сомневался, евреи ещё и приводят перевод с еврейского её имени Аt`h. Здесь так же, как в двух первых вариантах лексикона, принцесса Атех пишет стихи, от которых по предположению пошёл сам словарь. Здесь, правда, другая версия КАК Атех потеряла дар речи и способность писать стихи. Конечно же, читатель и сам может догадаться, что за помощь иудейскому проповеднику (!) исламский демон и лишил её всего. Но хитрость Атех была прямо иезуитская - прежде чем потерять память, она собрала насколько можно больше попугаев и заставила выучить каждого из них по статье из лексикона! И тут и сам хазарский язык, как мановению волшебной палочки начал исчезать. Но попугаи летали по белу свету и декламировали хазарские стихи! Жаль, ни одна птица не дожила до нашего времени... Вот интересно, читающие словарь обратили ли внимание на то, что принцесса Атех наделена, так сказать, большими историческими полномочиями, нежели каган?! Ничего это не подсказывает читателям? Только у евреев родство передаётся по матери! Наследство, привилегии, принадлежность к иудейской вере - очень важный аспект, но по `Хазарскому словарю` непонятно, ПОЧЕМУ это важно! Мы вернёмся к этому позже, до этого попробуем составить сборный портрет кагана и самих хазар.

В греческом варианте каган выглядит безвольным, к тому же не имеющий престолонаследника. А тут под это почему-то привязывается легенда о посещении его греческими купцами. И тут с худшей стороны показал себя еврей. Были собраны люди, хоть в чём-то похожие на кагана. В конце концов, из этих частей и сделали наследника. Он взбесился и начал расти, после ночи, проведённой с Атех, которая потом и убила его плевком по просьбе кагана. Вся задумка была еврейская и каган принимает христианство. В исламском варианте само слово `каган` переводят с татарского, от `хан`, как князь. Но дело-то в том, что татар ещё не было, в том понимании, какое бытует в наше время. Тут и упоминается фраза, которую кагану во сне сказал ангел: `Создателю дороги твои намерения, но не дела твои`. Из-за этого и возник весь сыр-бор с хазарской полемикой. Мало ли что нам снится ночами?! Теперь, после каждого сна, менять работу, любовниц, не говоря о жёнах... Но и здесь каган не более, чем марионетка. Это видно по тому, как его выбирают и что он в дальнейшем собой представляет. В еврейском варианте меня вначале шокировало то, что каган - это от еврейского `коэн`, что значит князь! В этом варианте сон вновь играет существенную роль. Посмотрел - и принял иудаизм! Как прорисовывается из книги, но не очень чётко, главным был не каган, а - пех, правильнее - бег. Что и было верным, с исторической точки зрения. А каган может спать и дальше - со снами или без - это никого не интересует, кроме читателей этой книги!

Теперь о самих хазарах из всех трёх книжных источников. Отсеяв мистическую шелуху и не очень достоверных авторов хроник, в греческом варианте нечего и выделить, кроме как фантастического посланца византийскому императору Теофилу, с названием `Великий пергамент`, то есть, всё послание было на нём вытатуировано! Весь христианский вариант вокруг него и крутится. В `Зелёной книге` хазары с самого начала неправильно названы народом тюркского происхождения. Но вот первоисточники здесь посерьёзней: Истахри, арабский географ Идриси. И поначалу они, по большей части, правы, а далее начинается вновь мистика. Неизвестно откуда берутся предания, упоминается Адам Рухани, третий ангел (откуда считая), а уже знакомая нам секта ловцов снов занята тем, что составляет по кусочкам его тело, раскинутое по всем частям Вселенной... Здесь указана и сама иерархическая лестница хазарского государства - даже непонятно на какие критерии опираться о реальности её?! Мало что похоже на правду, а уж концовка об окрашенном хлебе, который были обязаны есть именно хазары, а не пришельцы в страну... вообще кажется бредом - существовала специальная служба, контролирующая экскременты (!) и наказывающая преступников. Римляне задумали брать налог за общественные туалеты, но до такого им никогда было бы не додуматься! А иудеи сразу начали в своём варианте с дифирамбов: у хазар, оказывается, был флот - и на Каспийском, и на Чёрном морях?! Позже вам станет ясно, что это выдумка. О хазарах в `Жёлтой книге` написано чересчур много, но всё это мало чем отличается от надуманных басней и нет никакого смысла пытаться отделить зёрна от плевел...

Другие персонажи - Бранкович Аврам, Самуэль Коэн и ещё более незначительные лица не заслуживают никакой критики, даже мимоходом. Мы же обратимся за помощью к известному российскому историку Л.Н. Гумилёву и, конкретно, к его книге `Этносфера: История людей и История Природы`. В этой книге у него есть раздел: `Зигзаг истории`, посвящённый непосредственно хазарам. Работа, проделанная Гумилёвым, колоссальна, тем более, вкупе с его неординарным, но точным анализом. Потому я попытался сделать что-то вроде дайджеста. Всё очень схематично с определёнными датами, отсюда прошу не судить строго. Интересующимся я назвал саму работу и раздел в ней. В дайджесте ничего не буду `кавычить`, а особые события буду комментировать со своей точки зрения.

До II - III вв. в низовьях Волги ещё жили сармато-аланы, то есть, туранцы. До этого момента и позже территории Восточной Европы `заселялись` таким образом, а именно - степные водораздельные пространства, - сарматами (III в. до н.э.), гуннами (IV век н.э.), болгарами (V век), аварами (VI век), мадьярами и печенегами. Хазары же обитали в густых прикаспийских зарослях, недоступных для кочевников, с коими они были врагами. Иудео-хазарские реликтовые народности: гребенские и нижнедонские казаки, астраханские татары, караимы, горские евреи (таты). Самая важная роль в хазарском этногенезе выпала на долю `новорождённого` этноса -тюркютов. История тюркютов такова. В 439 году князь Ашина бежит из Северо - Западного Китая во главе отряда; преобладающий этнос этого отряда - сяньбийцы, то есть, древние монголы. В 552 их первый хан - Тумын создаёт Великий тюркютский каганат. Его младший брат - хан Истеми дошёл до Дона и Черного моря. Хазары и болгарское племя утургуров подчинились тюркютам. В начале VII века каганат распадается. Хазары и утургуры остаются в Западном тюркютском каганате, но и в нём возникают две партии, хазары и утургуры становятся врагами. Это произошло в 650 году. Через 8 лет Западный тюркютский каганат был захвачен войсками империи Тан. А в 670 году хазары разгромили болгар. Одновременно они отражают вторжение арабов. Хазары смогли перейти из стадии земледельцев и рыбаков в воинов благодаря тому, что с 558 по 650 гг. тюркютские ханы использовали Хазарию как базу для своих военных операций. За это время появились новые поколения от смешанных связей, искренне считающие себя хазарами. Отсюда реликт превратился в активно действующий этнос! Но более существенно, что в то время, когда страной управляли тюркютские ханы династии Ашина, они помогали хазарам отражать натиск регулярных арабских войск, но оставаясь при этом язычниками. Это их и погубило.

Вот почему М.И. Артамонов сомневался в достоверности армянских хроник, упоминавших хазар в III веке. Этноним был тот же, но этнос другой! То есть, только в VI веке хазары становятся теми хазарами, которых боялись многие, но никак не кочевниками (А.Н.)! Теперь коснусь со слов Гумилёва одного народа, с которым путали хазар. Болгар-сарагуров потеснил другой азиатский народ - сабиры или савиры, частью проникших в Закавказье, частью осевших в Понтийской Скифии. В Поднепровье группа славян постепенно ассимилировала россомонов и савиров, преобразовав их в полян и северян! Так что версия о родстве савиров и хазар полностью отринута Гумилёвым (А.Н.). Далее есть необходимость упомянуть народ, который сыграл роковую роль в судьбе Хазарии - евреи. Но придётся начать с самого начала. Легендарные сведения первых книг Библии туманно намекают на неясные связи евреев с Шумером, а потом - с Египтом. Исторически зафиксированные племена хабиру в XIV веке до н.э. начали завоевание Ханаана, но натолкнулись на сопротивление филистимлян, одного из `народов моря` - древние ахейцы или хетты. Война затянулась до Х в. до н.э. Лишь царь Давид взял Иерусалим, после него правит сего сын - мудрый Соломон, а после его смерти царство распадается на две части. В 586 г до н.э. вавилонский царь Навуходоносор берёт штурмом Иерусалим и тем самым способствует рассеянию евреев (диаспоре). Евреи уходят в Месопотамию и Сузиану. При Ксерксе иудей Мардохей (упомянутый в Библии) организовывает погромы македонян и других соперников евреев. Но персы быстро охладевают к ним (евреям) и те радостно встречают Македонского. Греки ещё не встречались с евреями и поначалу хорошо к ним относятся. Интересный факт: Александр Македонский был несколько раз в Египте (приобщался к богу Амону) и ничего о них не слышал?! Когда же, после смерти Македонского, греки и евреи оказались рядом в пределах Селевкидской державы, между ними начинается кровопролитная война. Здесь побеждают последние и образовывается новое царство в Палестине с династией Хасмонеев. Фактически сразу они начинают ссориться с персами, македонянами и римлянами (а это противопоставление ничего никому не напоминает? А.Н.), за что персы расправляются с ними в 70 и 132 гг. Палестина была заселена арабами.

Далее Гумилёв показывает течения, возникшие внутри иудейства - офиты, гностики, Маркион и его школа, манихеи. Вот здесь и происходит событие, повлекшее для евреев необратимые последствия. В 491 году в Иране засуха, отсюда недород зерна, да и ещё налёт саранчи. Шах открывает государственные амбары, но это не останавливает народные волнения. Вельможа Маздак предлагает свою концепцию спасения Ирана. Начинается террор и казни. Только в 529 году царевич Хосрой повесил Маздака, а его последователей закапывали в землю живыми. Уцелевшие маздакиты бежали на Кавказ, чтобы затеряться среди христианского населения Мидии - Атропатены (Азербайджан). А евреи-маздакиты оказываются на широкой равнине между Тереком и Судаком (так у Гумилёва, может, Самуром). Одновременно в Византии против евреев-ортодоксов в VI веке вводятся государственные ограничения. В 602 году после убийства императора Маврикия начинается война между Византией и Ираном. Евреи на стороне персов. И тут происходит страшное. В 615 году персы после капитуляции Константинополя иранцы берут в плен от 62 до 67 тысяч человек. Вести их в Иран нет возможности и они продают их задёшево евреям, как рабов. Иудеи же, скупая оптом, оптом и убивали! Уму непостижимо, как народ, считающий себя цивилизованным, мог решиться на такое зверство (А.Н.)?! Но источник, который приводит Л.Н. Гумилёв, абсолютно бесстрастен и лоялен!

Хазары же (VIII век), воюя против арабов, принудили их к отступлению, а затем перенесли военные действия сначала в Азербайджан, затем в Армению (721-722 гг.). Им помогали уцелевшие огнепоклонники-персы и поклонники Мусы (евреи). Иудейский вождь Булан вернул своему народу все его обычаи, но тем самым заложив фундамент для будущих притеснений иноверцев-хазар. Отсюда начинается новый виток в истории Хазарии. Рубеж IX-X вв. - это кульминация иудео-хазарского могущества и катастрофа для аборигенов Восточной Европы! Пришедшие к власти с Булана иудеи ВСЁ сделали для процветания своей диаспоры, но самих хазар они закабалили до полного рабства! Даже греки и персы, живущие в Хазарии, были менее закрепощены. Они же и организовали Великий Шёлковый Путь (Ипяк Йолу) и другие торговые пути! Для купцов были созданы все условия и охрана торговых путей. Для закабаления хазар и ведения войн постоянно закупались воины и всадники из сопредельных стран. Оплачивали их содержание не правители, а сам народ! Тут продуманность самой системы угнетения соответствует цивилизованности и изощрённому уму иудеев - никто не был в состоянии даже помыслить о бунте! Отсюда Л.Н. Гумилёв делает соответствующий вывод - не было никакого `обращения хазар` в иудаизм! А мы сделаем другой вывод (надеюсь, вытекающий из повествования), что `Хазарский словарь` - большая мистификация!

И ещё немного истории, точнее, правильного её видения. Слияние славян в единый древнерусский этнос произошло только в конце Х века! Иудео-хазары столкнулись со славянами в первый раз на Дону в 834 году, а не ранее! Киевский каганат находился под властью варягов, они же - викинги. Сами норвежцы постоянно конфликтовали с иудео-хазарами, с переменным успехом. При наличии договора между ними, вся территория Восточной Европы была поделена именно между ними, а подневольные народы платили дань, не только товаром, но и кровью своих воинов! И последнее заблуждение - тюркюты (VI - VIII вв.) - монголоиды, от них пошла хазарская династия. Сами хазары были европеоиды дагестанского типа. В 965 году Итиль был разрушен русами (не путать с росами), а хазарские евреи расселились по окраинам своей бывшей державы.

Если М. Павич историк, то почему он не поинтересовался работами серьёзных историков? Возможности Интернета неограниченны, сейчас можно прочитать всё, кроме материалов сгоревшей Александрийской библиотеки... `Хазарский словарь` хорош, как сказка, но закрадываются сомнения, что это сказка не заказная. Один поэтизирует историю закабаления народа, другие начинают перелицовывать по чуть-чуть более близкую историю... постепенно эти игры (или как назвал мой оппонент Немченко А.Б. - отдых учёного) переходят из плоскости разрешённого в плоскость фальсификации, а это уголовно наказуемое деяние. Почему бы не собраться всем серьёзным историкам (дубль - серьёзным, а не пишущим барокко и рококо) со всего мира, авторитетам в своей области, и не ввести законы для подобных ситуаций? Ксенофобия не приветствуется нигде, но как тогда оценить ущерб, нанесённый одним народом другому или многим? Эта тема очень щепетильна, но, постоянно избегая острых углов, мы никогда не сможем найти компромисс. Ведь дотерпелись же, можно сказать и доигрались, до сессии ОБСЕ, уравнивающей деяния Гитлера и Сталина. А теперь серьёзные политики и историки вынуждены `разруливать` эту несуразную, но плохо пахнущую, ситуацию. Эра дилетантов от политики бродит уже не призраком по всему миру!

Александр Назариков
06.10.2009 года

www.viperson.ru


Примечание редактора: Так сложилось, что обсуждения этого цикла статей нашего автора развернулось в ветке форума прикрепленного к первой статье цикла. Все желающие почитать или принять участие - прошу сюда
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован