Эксклюзив
28 октября 2009
1419

Энергоэффективность как процесс. Принципы управления.

Перед началом рассмотрения задачи повышения энергоэффективности мы должны договориться, что энергоэффективность это не одно и тоже, что энергосбережение. Под энергосбережением понимается сбережение энергии или ресурса (иногда энергосбережение экономически невыгодно, иногда может приводить к нарушению санитарных норм и т.д.), под энергоэффективностью же, следует понимать процесс по оптимальному использованию энергетических ресурсов с учетом как минимум экономической, экологической и социальной составляющих в определенный временной промежуток.
1. Если энергоэффективность процесс, то для управления любым процессом первое, что необходимо сделать, это создать систему получения объективной информации о параметрах этого процесса. Потому как, не имея объективной информации, мы не можем рассчитывать на эффективное управление процессом. Иными словами нужен объективный учет параметров потребления, транспортирования и производства энергоресурсов на основе измерений (показаний приборов), для этого нужны стройные правила по организации такого учета. Отсутствие учета, по определению обрекают процессы управления энергоэффективностью, на неудачу.
2. Если мы управляем процессом, то для объективного видения изменяется он в сторону повышения эффективности или нет, необходимо иметь эталон для сравнения. Таким эталоном могут быть как аналогичные процессы в других городах и странах, так и сам анализируемый процесс в предыдущий временной период. Для выполнения процедуры сравнения исследуемого процесса с эталоном необходим инструмент, которым будут измеряться отдельные параметры, характеризующие процесс (а в попугаях, я гораздо длиннее...). Следовательно, нужно создать перечень параметров эффективности. А также, необходимо заставить собственников на регулярной основе предоставлять информацию об объектах потребляющих, транспортирующих и вырабатывающих энергетические ресурсы в этих утвержденных параметрах энергоэффективности.
3. Способов воздействия на стороны участвующие в любом процессе всего два - "кнут и пряник". Процесс энергопотребления (транспортирования энергоресурсов и их производства), в условиях рыночной экономики, всегда связан с диаметрально противоположными экономическими интересами сторон участвующих в процессе (одна сторона хочет продать "больше" и дороже, другая хочет купить "меньше" и дешевле). Следовательно, федеральные законы должны создать условия, при которых сторона, заинтересованная в соблюдении требований закона, должна легко и быстро выигрывать возможные хозяйственные споры у противоположной стороны и конечно без участия чиновников. Для этого закон должен организовать правовое поле, в рамках которого мировые судьи могут быстро выносить действенные решения. Для эффективной работы судей, закон должен четко обозначить экспертов, на основе заключения которых судьи могут выносить решения.
4. Развитие любого процесса требует наличие необходимого ресурса, в том числе денежного. Для привлечения денег требуется самая малость, гарантированность окупаемости и возвратности. Следовательно, для привлечения денег в повышение энергоэффективности необходимо создать такие "правила игры", при которых окупаемость мероприятий будет легко просматриваться с точки зрения инвесторов. А при финансировании мероприятий с участием бюджетных средств, для ускорения мероприятий в которых заинтересовано государство, необходимо создать механизмы эффективного вложения бюджетных средств. Наиболее эффективным способом вложения бюджетных средств является принцип софинансирования, когда государство выделяет на определенные виды мероприятий только часть средств (до 50%), остальные средства выделяет лицо, заинтересованное в проведении мероприятия по повышению энергоэффективности. При таком софинансировании не требуется сложных, а зачастую не просчитываемых технико-экономических обоснований этих мероприятий. Если мероприятия не нужны, их просто никто не будет выполнять, в ненужное мне как инвестору мероприятие, я не буду вкладывать деньги, даже если их требуется затратить не 100, а только 50 %.
5. Процесс повышения энергоэффективности должен стать всеобъемлющем, в него должны быть вовлечены практически все хозяйствующие субъекты и большая часть населения страны, для этого следует создать стройную государственную систему популяризации мероприятий по повышению энергоэффективности. Население должно четко понимать, что делается, как делается и что получится в результате. Так как в процесс будет включена большая часть населения, то значит процесс становиться социально значимым, а в социально значимых процессах следует учитывать мнение народа. Что больше всего беспокоит население в вопросах энергетики - постоянно растущая цена на энергоресурсы. Чего хочет население - справедливой цены на энергоресурсы. Есть ли способ получения справедливой цены на энергоресурсы? Я утверждаю - что есть, через соответствующее изменение принципов ценообразования. Создание механизма получения справедливой цены на энергоресурсы важнейшая - важнейшая государственная задача в процессе повышения энергоэффективности.
6. У любого процесса есть технологические параметры, которые влияют на его эффективность, не является исключением и рассматриваемый процесс по повышению энергоэффективности. К примеру:
- особенности электроэнергетики заключаются в том, что энергия должна производится ровно в том количестве, в котором она потребляется. Но в ночное время потребление электричества резко падает, оборудование по его производству начинает работать в невыгодных режимах, для увеличения потребления в ночное время (для повышения эффективности работы оборудования) в мире придуманы многоставочные тарифы (у нас мало используются, почему?).
- особенности централизованного теплоснабжения заключаются в том, что при большем охлаждении теплоносителя в обратном трубопроводе снижаются потери тепловой энергии на транспортирование, снижается расход электроэнергии на работу сетевых насосов, уменьшается стоимость строительства теплотрасс. Для стимулирования снижения температуры теплоносителя в обратном трубопроводе в мире придуманы многоступенчатые тарифы (у нас не применяются).
Государство обязано использовать политику тарифообразования (использование многоставочных и многоступенчатых тарифов), как инструмент регулирования процесса повышения энергоэффективности.
7. Управлять процессом можно и нужно через применение запретительных норм (делай, как я сказал). Такими нормами являются прямые требования, содержащиеся в нормативных актах соответствующего уровня (технические регламенты и т.д.). Но более объективным и действенным инструментом повышения эффективности является экономическое поощрение/наказание владельцев объектов потребления, транспортирования и производства энергоресурсов, имеющих параметры эффективности ниже средних или установленных государством норм.
Основным инструментарием управления таким важным процессом, каким является повышения энергоэффективности в масштабах целого государства возможно только при наличии соответствующего федерального законодательства, в котором должны найти отражения требования, изложенные мною в п.1-7. Я безусловно не претендую на то, что мне удалось всеобъемлюще охватить проблему повышения энергоэффективности, но в верности того, что я сумел изложить я абсолютно уверен. И сегодня, когда в ГД рассматривается проект ФЗ "об энергосбережении...", я уверен, что рассматриваемый проект должен быть подвергнут ревизии на предмет соответствия изложенным тезисам, или они должны быть аргументировано отклонены.
В дополнение сообщаю, что все идеи и мысли, которые изложены в этой "записке", нашли свою реализацию в проекте ФЗ "Об энергоэффективности" разработанного мною.

Приложение:
(пример популяризации мероприятий по энергоэффективности, предназначен для руководителей)
Предлагаемые мною принципы повышения энергетической эффективности в области централизованного теплоснабжения, можно изложить в виде набора аксиом, следование которым приведет к появлению эффективных систем централизованного теплоснабжения в России. Централизованного теплоснабжения, и как инженерной системы, и как системы, обеспечивающей достойную жизнь людей создающих эти системы, эксплуатирующих их и пользующихся ими в быту;

"Аксиомы существования эффективного централизованного теплоснабжения":
· Теплофикация, практически единственный случай, оправдывающий смысл существования централизованного теплоснабжения, во всех остальных случаях, как правило, более эффективным является индивидуальное теплоснабжение.
· Тепловая энергия должна быть не просто использована на нужды отопления, а продана. Иначе говоря, тепловая энергия это товар, который должен быть куплен и оплачен потребителем, на добровольных началах.
· В централизованном теплоснабжении не действует принцип, чем больше структура, тем она эффективнее, наоборот, чем больше тепловая сеть, тем она, как правило, менее эффективна.
· Температурные графики теплоснабжения - это не догма, а один из способов стандартизации для задач проектирования.
· Чем ниже температура теплоносителя в уходящем трубопроводе, тем выше эффективность системы теплоснабжения.
· Централизованное водоснабжение - благо для человека (гигиена), централизованное горячее водоснабжение - просто благо (предмет массовой роскоши), которое должно быть доступно населению цивилизованной страны, в том числе и по цене.
· Индивидуальные тепловые пункты - необходимое условие эффективности тепловых сетей, центральные тепловые пункты - экономическое вредительство по отношению к обществу.
· Невозможно повысить эффективность процесса, не отслеживая его параметры. Запомним параметры эффективности пользования централизованным теплоснабжением:
· на нужды отопления
- Вт/м2/?С (эффективность потребления Т.Э. на отопление)
- Гдж/т (эффективность циркуляции теплоносителя в системе отопления)
· на нужды ГВС
- м3/чел (эффективность потребления горячей воды)
- f = рм3 / пм3 (эффективность циркуляции системы ГВС)
параметры эффективности транспортирования тепловой энергии:
· т/Ду2 (параметр эффективности загрузки транспортного трубопровода)
· Гдж/т (параметр эффективности переноса тепловой энергии теплоносителем)
· параметр эффективности теплоизоляции трубопроводов теплоснабжения ,
· Существует только два инструмента управления - "кнут и пряник". Невозможно достичь нужного эффекта в энергосбережении, с помощью только штрафов. Государство обязано использовать тарифную политику как "пряник", для поощрения мероприятий по повышению эффективности энергопотребления.
· Отсутствие объективного (приборного) учета у конечного потребителя стимулирует нерациональное использование энергетических ресурсов.
· Принятие половинчатых решений зачастую дискредитируют идею, ради которой они приняты. Принимая решение, следует помнить об ответственности за результат, следует постоянно мониторить результат и корректировать действия для получения запроектированного результата.
· Заказчик всегда прав, но только в рамках своей компетенции. Зачастую заказчик не знает, что ему надо, специалист обязан помнить об этом, и уточнять желание заказчика. Делать следует не то, что просит (говорит) заказчик, а то, что он ожидает по результатам работы специалиста.
· Консенсус сторон в энергетике - необходимое условие развития общества и страны. Нельзя что бы одна из сторон энергоснабжения развивалась за счет другой. Только совместное взаимовыгодное существование сторон энергоснабжения может быть долгосрочным и плодотворным.
· Бизнес не есть способ получения денег, деньги есть только один из показателей эффективности бизнеса. Делай свое дело правильно, и деньги будут как ожидаемое последствие хорошо сделанного дела. В этом случае и дело, и деньги, будут в радость.
· Учет не есть элемент энергосбережения, учет есть необходимое условие для возникновения энергосбережения.
· У сторон энергоснабжения должны быть четкие зоны ответственности и прав, в противном случае невозможна эффективная энергетика.
· Проектировщик должен знать, кому и для чего нужна его работа. В противном случае гордиться своей работой не придется.
· Государственный, чиновничий надзор может и должен быть ослаблен, а частично и заменен неотвратимостью и соразмерностью ответственности исполнителя за проблемы (беды), возникшие по вине последнего.
· Справедливая цена - следствие конкурентной борьбы. Государство обязано найти инструменты формирования справедливой цены за монополистический товар и создать "виртуальную" конкуренцию для монополиста.
· Наиболее эффективные государственные инвестиции возможны только в проекты, в которые исполнитель (собственник) вложил собственные средства. Помогать следует только тому, кто помогает себе.

И.В.Кузник.

27 октября 2009 года.
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован