Дети и финансы

Main 22.

Большинство проблем, которые возникают у людей с финансами, имеют корни в далеком детстве. Поэтому родители должны знать, как воспитать гармоничную личность во всех отношениях.

Итак, что важно знать:

  • Разговоры «ему (ей) еще рано знать о деньгах» и другие вредные установки родителей нужно вовремя удалять. Не произносите при ребенке фраз типа «деньги – это грязь»,  «богатым могут стать только жулики и воры», «от трудов праведных не наживешь палат каменных». Заложенные в детстве установки могут помешать ребенку стать благополучным во взрослой жизни.

 

  •  Дети охотно подражают родителям во всем, так почему бы не дать им правильные ориентиры? Думаю, многие дети помнят, как они играли в «магазин», используя в качестве денег листики с ближайшего дерева или в доктора, с которым тоже расплачивались «зеленью». Вот так и формируются «товарно-денежные отношения». Нужно поощрять такие игры и наблюдать за процессом, чтобы избегать  попыток «несправедливого заработка».  Играя в подобные игры, ребенок учится понимать, что на самом деле,   это только в игре деньги растут на деревьях. А для того, чтобы их зарабатывать, необходимо иметь профессию. Ребенок должен понять, что деньги не появляются сами собой по первому требованию. Можно устроить игру, например, в профессии и рассказать, почему люди разных профессий по-разному зарабатывают.

 

  • Согласно психоаналитической теории в возрасте  5-6 лет  у ребенка формируется супер-эго, то есть развивается способность  устанавливать причинно-следственные связи, а не только жить  рефлексами и инстинктами. В этом возрасте ребенку можно доверить выбор в магазине продуктов себе на завтрак. Например, ребенок может сам пытаться выбрать себе йогурт либо по цене, либо по торговой марке, либо по другим критериям, которые ему может подсказать родитель.

Ребенку по старше, можно доверить роль «бухгалтера» и сообщить, когда сумма набранных продуктов достигнет, например,  1000 рублей. И если вы вышли из лимита, доверьте ему, сортировку продуктов по степени важности.  Обсудите также с ребенком в магазине, что такое скидки, распродажи, кредиты.

  • Если нет конкретной идеи по поводу подарка на день рождения, то  можно подарить некоторую сумму денег, которая соответствует обычно цене хорошей игрушки. И доверить ребенку самостоятельно ею распорядиться. Иногда дети так надежно прячут эти деньги, что забывают, где они их спрятали. Или начинают обвинять сиблингов, что они их украли. Увы, именно на подобных примерах нужно учить ребенка ответственности по отношению к финансам.

 

  • Хорошо поощрять детей к тому, чтобы они сами копили деньги на какую – то покупку. Именно с копилок в виде свиньи или бутылки из под шампанского зарождаются навыки инвестирования. Ребенок  должен научиться делать выбор — отказываться от лишнего в пользу чего-то более важного и ценного. Например, не тратиться на пирожные,  зато в конце месяца купить себе новый футбольный мяч.
  • Дети наивны и доверчивы, поэтому легко могут стать жертвой обмана. Многие наверняка вспомнят, как они имели опыт неудачного обмена какой-то ценной вещи на фантик от жевательной резинки. На подобных примерах также хорошо объяснять им ценность вещей.
  • Разрешите детям учиться на своих ошибках. Например, если ваш ребенок потратил на ерунду деньги, которые хотел отложить на какую-то важную покупку, не ругайте его. Посчитайте вместе с ним, насколько дольше ему придется копить. Наведите его на правильные выводы.
  • Можно познакомить детей в игровой форме с купюрами и научить их отличать подлинные купюры от фальшивых.

Можно собрать друзей и провести конкурс: кто найдет больше животных и растений на купюре с помощью лупы. Подсказка: на 200-рублевых купюрах можно обнаружить листья дуба, а также филина, косулю, морские звезды, на 2000-рублевых — планеты, ракеты и даже космонавта.

  • Дети часто бывают склонны к воровству или к тому, что могут без спроса брать ценные вещи для того, чтобы сделать «секретик». Такие действия необходимо сразу же пресекать, ибо попустительство способно перерасти в привычку со всеми вытекающими последствиями.
  • Дети подражают взрослым, поэтому необходимо самому родителю быть финансово грамотным и дисциплинированным.
  • Некоторые психологи считают, что баловать ребенка нельзя и удовлетворять капризы без борьбы тоже не хорошо. Якобы, ребенку незачем мечтать и у него не может быть никаких финансовых целей — ему уже и так все купили.  Я считаю, что это спорное утверждение и все зависит от качеств личности ребенка. (рассказ про себя и пациентку, которую отец заставлял сдавать бутылки и мыть пол в гараже. У нее не сформировалось представление о том, что можно зарабатывать деньги умом. Рассказ про Опру Уинфи.)
  • Тема карманных денег – с какого возраста давать и в каком количестве также весьма деликатна. Также пышные празднования день рождений также могут вызывать у ровесников чувство зависти, поэтом в каждом случае следует подходить осознанно.
  • Нельзя платить ребенку  за каждую отличную оценку или за выполнение домашних обязанностей.  Лучше поощрять по итогам года нематериальными вещами – например, путешествие или поход с друзьями.
  • Для воспитания гармоничной личности, расскажите ребенку о том, что «за деньги можно купить еду, но не аппетит…» Хорошо, если родители подадут пример заботы об окружающих людях, животных, природе. Например, зачем нужен раздельный сбор мусора, дети младшего школьного возраста могут понять.
  • Нельзя посвящать детей в свои финансовые трудности, нельзя жаловаться на маленькую зарплату или что «твой отец опять не платит алименты». Это может вызывать в детях чувство вины и страха. У ребенка должно быть чувство безопасности и уверенности в завтрашнем дне.

Иногда дети задают неудобные вопросы, типа: «Петю Иванова возят в школу на машине, почему я хожу пешком? Нельзя «обесценивать» тут же папу Иванова. Дети болтливы и эта оценка может легко дойти до ушей Иванова-старшего. Лучше поговорить с ребенком открыто о разных финансовых возможностей разных людей.

Деньги —  важная часть жизни, и родительский долг — подготовить детей к правильному обращению с ними.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован